Национальный вопрос перерос в кадровую проблему
6 июля 2007 года
- 22 мая президент внес этот проект, Счетная палата дала заключение 27 июня, а все мы получили этот документ в 700 страниц за два дня до сессии, - мотивировал г-н Штанин необходимость отсрочки. - В Счетной палате примерно 30 штатных единиц, и она изучала этот вопрос около месяца. Как мы могли сделать это за два дня?!
Он, в сущности, предложил оставить Госсовет, как двоечника, на август. Хотя в данном случае неуспевающий субъект имеет железную отговорку - задание поздно дали, но это же еще не причина ставить ему зачет "автоматом". Такова педагогическая логика преподавателя физфака КГУ, каковым г-н Штанин и является.
Фарид Мухаметшин не только решительно возразил против отсрочки, но даже похвалил и тех, кто дает задание, и тех, кто не успевает его толком выполнить:
- Процесс улучшения работы над законопроектами с нарастающей в лучшую сторону - он идет!
Потому что похвала - это тоже педагогический прием, и как раз он в нашем Госсовете - наиболее наработанный.
Министр финансов Радик Гайзатуллин, поощренный таким образом, в свою очередь похвалил исполнение бюджета-2006. По его отчету получалось, что бюджетный план по доходам перевыполнен всего на 1,2 процента. А это значит, что точность бюджетного планирования у татарстанского минфина - на недосягаемой высоте! Правда, те из депутатов, кто все-таки успел за двое суток проштудировать сдаваемый талмуд, понимают, что эта высота недосягаема в первую очередь именно для самого минфина.
- Поскольку мы сравниваем с результатами последней корректировки бюджета-2006, которую мы с вами произвели в декабре 2006 года, то и получается, что бюджет исполняется замечательно, - объяснил Александр Таркаев. - А от первоначальной редакции принятого нами закона показатели отличаются почти на 50 процентов! Для годичного планирования это показатель недопустимый.
Член парламентской фракции КПРФ Роберт Садыков не стал отказывать себе в удовольствии еще раз напомнить, что именно этот размер доходов бюджета, который и был в итоге достигнут, 73 млрд. рублей, его фракция предлагала записать еще в первоначальный вариант закона о бюджете-2006. Так, дал понять депутат Садыков, "двое бывших военных и журналист" превзошли весь минфин в точности прогнозирования.
Г-н Таркаев напомнил, как при принятии закона правительство настояло "не связывать руки" исполнительной власти включением в бюджет точного реестра объектов, в которые в течение года будут вкладываться республиканские деньги. "Может быть, тогда это было действительно трудно, - заметил депутат, - но я не вижу причин, почему и по итогам года мы не получили расшифровки конкретно по объектам".
- А почему недофинансирована программа по противодействию наркотизации? - спросил министра финансов депутат Ильшат Аминов.
- Частично потому, что ее выполнение было передано местным бюджетам... а потом ее финансирование было сокращено, - безмятежно объяснил Радик Гайзатуллин.
- На жилье молодым семьям было запланировано 43 млн. рублей, - продолжил г-н Аминов, - а выделено всего 20...
В ответ глава минфина заверил, что на самом деле в прошлом году на эти цели было направлено больше, чем в позапрошлом.
- Сколько денег бюджета, в каких банках и под какой процент лежало на депозитах? - поинтересовался Александр Штанин.
Единственно конкретным в ответе г-на Гайзатуллина было название банка - это был, разумеется, "Ак Барс". Про процентную ставку было сказано, что она "выше, чем в других регионах" (общий доход от размещения бюджетных денег на депозитах, как следует из заключения Счетной палаты, составил около 474 млн. рублей). А размер сумм, размещавшихся таким образом, министр финансов убедительно описал словами: "На разные даты - разные суммы".
Убедившись, что ради получения подобных ответов действительно не стоит являться с каникул на месяц раньше, депутаты большинством голосов утвердили отчет о выполнении бюджета-2006. Тем более что механизм этого отчета правительства из года в год не меняется.
Впрочем, в повестке вчерашнего заседания был и вопрос о некоторых изменениях, все-таки происходящих с нашим кабмином. Минтимер Шаймиев внес предложение упразднить министерство экономики и промышленности (МЭПр) и министерство торговли и внешнеэкономического сотрудничества (МТВЭС), а вместо них создать министерство экономики и министерство промышленности и торговли. Шаймиев озвучил при этом версию официальную: "Это не чей-то каприз и не дань моде - это необходимость и требование времени!".
"По большому счету, сейчас страна вышла из кризиса", - заявил г-н Шаймиев. Это было довольно неожиданное заявление, поскольку было не вполне понятно, какой имеется в виду кризис и даже какая страна. Все замерли. Президент продолжал:
- Кризисы народов и государств всегда были, и из этих кризисов все выходили. Не было случая, чтобы кризис продолжался вечно! Из кризисов мы уже даже с вами выходили не раз. Но после кризиса самое сложное - как дальше отстраивать жизнь. Это мы даже если и делали, то не всегда успешно...
Экзистенциальные раздумья о кризисе народов и государств, в которые пустился президент по такому в общем-то довольно приземленному поводу, как изменение функций двух министерств, - это, прямо скажем, начинало пугать. Продолжение тоже звучало не слишком успокаивающе:
- Никто не должен болезненно воспринимать... Эти должности - они не на всю жизнь. А представьте себе, если бы через каждые пять лет правительство у нас менялось! Ведь кабинет должен уходить в отставку...
Кабинет должен уходить в отставку при смене президента - вот о чем, кажется, напоминал президент. И если до сих пор этого не происходило, то ведь когда-нибудь все же придется уйти и не вернуться! Тут уж, конечно, мороз по коже должен был пройти не только у двух министров реформируемых министерств... Но на самом деле основания волноваться есть, кажется, лишь у одного - нынешнего главы МЭПра Бориса Павлова. Депутаты ждали, что прямо на сессии президент огласит имена новых министров, причем Хафиз Салихов возглавит усиленный минпромторг, а на смену Бориса Павлова придет... Кто придет - об этом все гадали.
Предполагали, что это может быть и Александр Когогин, нынешний гендиректор Зеленодольского фанерного завода, но вчера в кулуарах фаворитом считался Марат Сафиуллин, доктор наук и госсоветник при президенте по экономическим вопросам. Говорили, что г-н Сафиуллин исключительно хорош всем, кроме... национальности. Ведь в случае его назначения в Татарстане останется всего один министр с русской фамилией - глава минземимущества Валерий Васильев.
- Я представитель неэлитной национальности, - констатировал депутат Александр Салий и уточнил: - Хоть и интернационалист. А практика нынешних назначений показывает, что русских практически не назначают. В чем там дело - недостаточно подготовленные кадры или что иное? Меня часто об этом спрашивают - как отвечать?
- Только недостаток кадров, к сожалению, - нахмурился Минтимер Шаймиев. - Но ваше замечание будет учтено.
В этот момент, кажется, шансы г-на Сафиуллина несколько уменьшились. Впрочем, я не торопилась сбрасывать его со счетов. "Будете министром?" - спросила я его в кулуарах.
- Ну а как вы думаете, если со мной еще не говорили на эту тему? - Марат Сафиуллин ответил вопросом на вопрос, но некоторая тревога мне почудилась в его ответе.
Сложная вещь - кадровая политика в условиях, когда внезапно вспоминается о необходимости соблюдения национального баланса...
Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"